Бюджетный учет: ответы на вопросы учреждений госсектора

В связи с распространением действия отдельных положений Налогового Кодекса РФ на деятельность многих бюджетных организаций, от них все чаще стали поступать вопросы, связанные с налогообложением тех или иных операций.

Кроме того, остается востребованной помощь по различным аспектам применения федеральных стандартов учета для организаций госсектора, например, ФСБУ «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления...», утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2021 № 152н, ФСБУ «Государственная (муниципальная) казна», утв. приказом Минфина РФ от 15.06.2021 № 84н, ФСБУ «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утв. приказом Минфина РФ от 29.09.2020 № 223н и многих других.

В качестве иллюстрации ниже представлена информация по конкретным вопросам, полученным от организаций бюджетного сектора:

x
Тематика:  учет страховых взносов

Вопрос    [дата публикации: 02.02.2023]

Какие особенности в учете страховых взносов и НДФЛ ожидаются для автономных учреждений в 2023 году?


Ответ:

Для отражения в учете расчетов по единому налоговому платежу (ЕНП), расчетов по единому страховому тарифу (ЕСТ) и других нововведений 2023 года Минфином России подготовлены поправки к Инструкции № 157н (приказ от 21.12.2022 № 192н – далее Приказ № 192н), которые проходят утверждение в Минюсте России. На текущий момент этот документ не прошел регистрацию, несмотря на то, что нововведения должны применяться при формировании учетной политики (далее – УП) и показателей бухгалтерского учета начиная с 2023 года.

Тем не менее, исходя из новых правил, вводимых поправками Приказа № 192н, порядок учета должен быть таким:

  • вначале учреждение рассчитывает налоги и взносы,
  • затем (в зависимости от налоговых обязательств) подает в ФНС уведомление, расчет или декларацию,
  • затем начисляет обязательства на счетах 303 ХХ.

При этом вместо счетов 30302, 30307 и 30310 предполагается использование счета 30315 таким образом:

  • уплаченную в бюджет сумму изначально отражают на счете 30314,
  • а после того, как ФНС зачтет платежи в счет конкретных обязательств, суммы распределяют со счета 30314 по аналитике счета 303 ХХ.

Так как через внесение ЕНП уплачивается большинство налоговых платежей, в т. ч. НДФЛ и страховые взносы (п. 1 ст. 11.3 НК РФ, п. 1 ст. 45 НК РФ), то при таком порядке учреждению достаточно оформить одну платежку по ЕНП, сумму которого ФНС сама распределит в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.


закрыть ответ ...
x
Тематика:  электронный документооборот

Вопрос    [дата публикации: 12.01.2023]

Бюджетному учреждению необходим образец «Приказа на создание комиссии по приему-передаче основных средств» в соответствии с Приказом № 61н от 15.04.2021 для применения электронного документооборота.


Ответ:

Согласно п. 6 приказа Минфина России от 15.04.2021 № 61н, с 1 января 2023 года (либо до указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета), устанавливается единый порядок ведения бюджетного учета в части применения электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета. При этом обязательному применению подлежат:

  • унифицированные формы электронных первичных учетных документов, применяемые по Перечню, согласно приложению № 1 к Приказу № 61н;
  • электронные регистры бухгалтерского учета, применяемые по Перечню, согласно приложению № 3 к Приказу № 61н.

Однако на момент рассмотрения настоящего обращения форма такого документа, как «Приказ на создание комиссии по приему-передаче основных средств» положениями Приказа № 61н не предусмотрена. Существуют другие формы, например:

  • ф. 0510440 Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов;
  • ф. 0510441 Решение о признании объектов нефинансовых активов;
  • ф. 0510448 Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов
но формы «Приказа на создание комиссии...», отвечающей требованиям Приказа № 61н на данный момент нет

Для выхода из создавшейся ситуации учреждение может созданть необходимую электронную форму самостоятельно, с помощью своей учетной программы, либо заказать такую форму у обслуживающей эту программу организации. После чего необходимо установить в учетной программе маршруты ЭДО для данного типа документа, а именно:

  • определить перечень этапов, которые документ должен пройти, порядок прохождения;
  • определить, какие статусы будет принимать документ после прохождения каждого этапа;
  • определить исполнителей каждого этапа, а также зоны их ответственности (например, какие реквизиты кто заполняет);
  • определить необходимость применения и тип электронной подписи для выполнения каждого этапа (например, ПЭП или КЭП);
  • определить срок выполнения для каждого этапа (если требуется).


закрыть ответ ...
x
Тематика:  учет страховых взносов

Вопрос    [дата публикации: 18.02.2020]

Может ли государственное автономное учреждение, применяющее УСН и осуществляющее деятельность музеев, применять пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пп. 7 п. 1 ст. 427 Налогового Кодекса РФ?


Ответ:

Ответ на такой вопрос содержится уже в самой формулировке указанного пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ (извлечение):

" 1. Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются:
...
7) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области ... культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) ..."

В тексте четко указано - за исключением государственных (муниципальных) учреждений.

Таким образом, вне зависимости от разновидности кодов ОКВЭД или объема и структуры доходов, наличие у учреждения организационно–правового статуса государственного автономного учреждения является самостоятельным основанием для отказа в применении пониженного тарифа страховых взносов.

Основанием для такого вывода является многочисленная арбитражная практика, сложившаяся после появления в ранее действовавшем фед. законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах ...» аналогичной формулировки (пп. 11 п. 1 ст. 58 фед. закона № 212-ФЗ), которая позднее была перенесена законодателем в ст. 427 НК РФ.

В рассматриваемом случае можно сослаться на Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2019 № 304-КГ18-25823 по делу № А45-11519/2018. Распространив на государственные автономные учреждения правовую позицию Конституционного Суда РФ, касающуюся муниципальных автономных учреждений (Определение от 23.10.2014 № 2335-О), Верховный Суд РФ определил, что наличие организационно–правового статуса государственного автономного учреждения является самостоятельным основанием для отказа в применении пониженного тарифа страховых взносов.


закрыть ответ ...

Вопрос

Дата публикации: 17.12.2018
Тематика: учет заработной платы в бюджетном учреждении  
посмотреть ...
x
Тематика:  учет заработной платы в бюджетном учреждении

Вопрос    [дата публикации: 17.12.2018]

Мы бюджетное учреждение. Как нам правильно оформить удержание из заработной платы работника излишне выплаченной ему заработной платы?


Ответ:

В рассматриваемом случае, согласно ст. 1102 ГК РФ, излишне выплаченная заработная плата признается неосновательным обогащением и должна быть возвращена работником учреждению (см. письмо Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-10/9341).

Если причиной излишне начисленной заработной платы явилась счетная ошибка бухгалтерии (см. письмо Роструда от 01.10.2012 № 1286-6-1), то возврат такой суммы возможен одним из нескольких способов, в том числе:

  • добровольный возврат работником в кассу учреждения;
  • удержание из заработной платы работника по приказу руководителя учреждения.

В последнем случае учреждение вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для таких выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ).

При отражении в учете анализируемых операций, необходимо воспользоваться п. 18 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...», утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, согласно которому ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), в зависимости от ее характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

При оформлении подобных операций необходимо помнить, что если причиной переплаты заработной платы явилась недостаточная квалификации бухгалтера, то такие суммы не могут быть удержаны из зарплаты работника, получившего переплату. В этой ситуации взыскание, как правило, производится с работника, допустившего ошибку.

Кроме того, при любом способе возврата переплаты необходимо произвести перерасчет НДФЛ по указанным суммам.


закрыть ответ ...

Вопрос

Дата публикации: 14.11.2018
Тематика: налогообложение бюджетного учреждения  
посмотреть ...
x
Тематика:  налогообложение бюджетного учреждения

Вопрос    [дата публикации: 14.11.2018]

Мы бюджетное учреждение, получили внереализационный доход от сдачи металлолома, образовавшегося при разборке (демонтаже) основных средств. Придется ли платить налог на прибыль?


Ответ:

Что касается уплаты налога на прибыль, то бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают его в общеустановленном порядке, причем такие налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и иной деятельности (см. письмо МФ РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68).

Для целей налогообложения налогом на прибыль установлено несколько категорий доходов:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав - в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы - в соответствии со ст. 250 НК РФ;
  • доходы, не учитываемые при определении налоговой базы - в соответствии с закрытым перечнем ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС. Оценка такого дохода в целях налогового учета проводится исходя из рыночных цен (п. 5 и п. 6 ст. 274 НК РФ), в целях бухгалтерского учета - по справедливой стоимости (п. 47 фед. стандарта для организаций госсектора «Основные средства», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н).

Таким образом, доходы в виде металлолома, полученного в результате ликвидации ОС, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в данном случае - в качестве внереализационных. Датой получения внереализационного дохода признается дата составления акта ликвидации ОС и оприходования металлолома.

Выручка от реализации металлолома в целях налога на прибыль считается доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). В этом случае, согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на цену приобретения (создания) реализуемого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. втором п. 2 ст. 254 НК РФ, с учетом того обстоятельства, что стоимость металлолома списывается на расходы по мере его реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Более подробно данный вопрос рассмотрен в письме Минфина РФ от 10.08.2012 № 03-03-06/1/400.


закрыть ответ ...

Вопрос

Дата публикации: 05.11.2018
Тематика: использование доходов автономным учреждением  
посмотреть ...
x
Тематика:  использование доходов автономным учреждением

Вопрос    [дата публикации: 05.11.2018]

Мы являемся автономным учреждением. Подскажите, можно ли с доходов от сдачи имущества в аренду платить заработную плату и производить другие расходы?


Ответ:

Если имеются ввиду доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением его собственником или приобретенного за счет его средств, то без согласия собственника учреждение не вправе распоряжаться таким недвижимым имуществом (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При согласии собственника автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность - но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от указанной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (абз. 2 п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом необходимо помнить, что такие доходы будут подлежать налогообложению НДС и налогом на прибыль организаций, но с учетом ограничений, установленных НК РФ.

Что касается указанных в обращении расходов, то согласно ст. 252 НК РФ они должны быть экономически оправданы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом спецификой для автономного учреждения будет ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и за счет приносящей доход деятельности, т.к. имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования не подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Более подробно отдельные аспекты рассматриваемого вопроса изложены в письмах Минфина РФ от 20.06.2018 № 03-07-11/42116, от 02.10.2017 № 03-03-05/64008.


закрыть ответ ...

Вопрос

Дата публикации: 21.10.2018
Тематика: оформление расходов бюджетным учреждением  
посмотреть ...
x
Тематика:  оформление расходов бюджетным учреждением

Вопрос    [дата публикации: 21.10.2018]

Бюджетное учреждение на праве безвозмездного пользования занимало кабинет. Произошел пожар, при котором уничтожено имущество и документы. Как оформить списание?


Ответ:

Согласно фед. закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пожар относится к чрезвычайной ситуации. Действия учреждения в таких случаях предусмотрены фед. стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС КО).

В соответствии с требованиями п. 81 СГС КО, в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, проведение инвентаризации является обязательным. Причем причина ее проведения должна быть оформлена следующими документами (см. письмо Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-07-11/67464):

  • справка Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • протокол осмотра места происшествия;
  • акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания.

Факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела, а при наличии подозреваемых - справкой о возбуждении уголовного дела. При этом необходимо помнить, что признать лицо виновным может только суд.

На основании п. 20 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), инвентаризация активов и обязательств проводится учреждением в случаях, когда ее проведение является обязательным. Проводит иныентаризацию постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (далее по тексту - комиссия), руководствуюясь положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Указания № 49).

Что касается уничтожения или порчи пожаром первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета то, согласно п. 16 Инструкция № 157н, указанная выше комиссия должна расследовать причины их уничтожения, порчи, выявить виновных лиц, а также принять меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

По мере проведения инвентаризации членами комиссии производится заполнение соответствующих описей и актов, формы которых утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н), в т.ч. такие формы как:

  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
  • Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
  • Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).


закрыть ответ ...

Вопрос

Дата публикации: 16.08.2018
Тематика: оформление расходов бюджетным учреждением  
посмотреть ...
x
Тематика:  оформление расходов бюджетным учреждением

Вопрос    [дата публикации: 16.08.2018]

По какому КВР нужно производить оплату воспитателей, медработника и т.п., принятых муниципальным бюджетным учреждением по договорам гражданско-правового характера на период работы детского лагеря?


Ответ:

Вначале определимся с терминологией. В данном вопросе под аббревиатурой КВР (код вида расходов) и КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) понимаются соответствующие термины в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Согласно подстатье 226 раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 65н, по данной подстатье КОСГУ отражаются расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 - 225. В рассматриваемом случае начисление вознаграждений по договорам гражданско-правового характера на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, отражается по подстатье 226 КОСГУ. Тем более, что расходы на медицинские услуги в ней прямо поименованы.

Согласно п. 5(1).2. раздела III Указаний № 65н рассматриваемому случаю соответствует код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», предусматривающий, в том числе, оплату договоров на оказание услуг по обучению (образовательных услуг).

Что касается оформления акта выполненных работ (оказанных услуг), то необходимо обратиться к Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). Согласно п. 128 Инструкции 174н, начисление вознаграждения по договорам ГПХ на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, отражается на основании акта (иного документа, предусмотренного договором согласно обычаям делового оборота) в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции.

Так как Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых в т. ч. государственными (муниципальными) учреждениями, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, не содержит необходимого документа то, в данном случае, учреждение может разработать собственную форму акта или использовать ту, что применяется в бухгалтерской программе, в которой ведется бюджетный учет. Но и в том, и в другом случае форму необходимо утвердить в учетной политике для целей дальнейшего использования в деятельности учреждения.


закрыть ответ ...

Публикации

в изданиях

Консультант-эксперт Эсаат Ф Самединов является автором многих статей по тематике учета, налогообложения и правового сопровождения деятельности как коммерческих, так и бюджетных организаций.

Опубликованные статьи и материалы охватывают самый широкий спектр вопросов, в том числе связанных со спецификой заключения разнообразных сделок, с формированием учетной политики, ведением бухгалтерского и иного учета, налогообложением различных видов деятельности, .

Кроме того, в этих материалах рассмотрены различные практические вопросы: от порядка заполнения первичных документов (например, требования-накладной или валютного платежного поручения) до способов отражения в учете текущих изменений нормативных актов (например, порядок оформления электронных регистров и учетных документов)... подробнее ...

Ответы

на вопросы

Еще одним актуальным направлением деятельности является поддержка заинтересованных пользователей в режиме «вопрос - ответ».

Вопросы могут быть любыми, но непосредственно связанными с осуществлением хозяйственной дейтельности. Причем не имеет значения, каким лицом эта деятельность осуществляется: коммерческой или бюджетной организацей, индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского фермерского хозяйства.

Как показывает практика, коммерческие субъекты больше интересуются вопросами налогообложения различных операций в зависимости от применяемого налогового режима (ОСНО, спецрежим).

А бюджетные учреждения больше волнуют особенности оформления тех или иных расходов в соответствии с текущими нормами законодательства (применение КБК, КВР, КОСГУ).

Кроме того, для любого бюджетного учреждения особую важность имеют вопросы, связанные с движением имущества, включая особо ценное. Это и понятно, ведь в большинстве случаев вопросы госимущества жестко регламентируются и требуют к себе очень внимательного отношения.